galina_yak (galina_yak) wrote,
galina_yak
galina_yak

Наставники Голоса. Пелагея

1997 год. Страна у телевизоров с нетерпением ждет выхода новосибирской команды КВН, славящейся своими музыкальными номерами. Чем они поразят публику сегодня? И все замирают от восторга, когда на сцену в составе команды выходит десятилетняя девочка, буквально потрясшая и зрителей, и жюри не по-детски сильным и мощным «народным» голосом.

Так произошла и моя первая встреча с Пелагеей. Передача наделала много шума, и о юном «вокальном вундеркинде» начали много и охотно писать СМИ. О том, что Пелагея вместе с мамой, в прошлом тоже певицей, Светланой Хановой переехала в Москву. О том, что девочка, исполняющая русские народные песни, является непременной участницей правительственных концертов. Словом, казалось, что Пелагею ждет типичная судьба артиста «на экспорт», который представляет русское искусство в заграничных турне и мало появляется у себя дома, на родине.

Но, к счастью, все произошло совсем иначе…


Сначала возникли проблемы с поиском педагога по вокалу: специалисты отказывались заниматься с Пелагеей, боясь испортить ее уникальный голос, который не укладывался в привычные представления о народной манере исполнения. Пелагее пришлось заниматься пением самостоятельно, при помощи мамы. Постепенно наряду с традиционно-сибирской манерой (с так называемой "жесткой вокальной подачей") она осваивает и кантиленное, белькантовое пение.

Да и жанровые рамки народной песни кажутся ей узки: в той музыкальной атмосфере, в которой она росла, русская песня органично переплеталась с русским роком. Имена Дмитрия Ревякина, Михея, Егора Летова, Янки Дягилевой были знакомы ей не понаслышке.

Поэтому еще 14-летним подростком Пелагея при помощи Светланы Хановой начинает собирать вокруг себя молодых музыкантов, с которыми она знакомится на различных конкурсах. Так на конкурсе «Новые Имена Планеты» она знакомится со своим сверстником – талантливым гитаристом Павлом Дешурой, который впоследствии станет музыкальным лидером группы «Пелагея», ее ведущим композитором и аранжировщиком. Группа начинает с фолк-рока (исполнения русских песен, обработанных в акустике) и постепенно приходит к своему индивидуальному стилю, который определяет как рок-этно-арт-фолк. Первые альбомы группы («Пелагея» (2003), «Девушкины песни (2007)» почти полностью состоят из хорошо известных и любимых народных песен: «Ой, да не вечер», «Любо, братцы, любо», «Казак». Но в рок-обработке и исполнении Пелагеи песни обретают новое звучание и становятся популярными в молодежной аудитории. Неслучайно очень скоро харизматичная молодая певица вместе со своей группой входит в число хедлайнеров рок-фестиваля «Нашествие».

Однако настоящим событием в музыкальном мире, на мой взгляд, можно назвать альбом группы «Тропы», вышедший в 2010 году. Подлинной жемчужиной нового альбома стала народная песня «Пташечка» в аранжировке Павла Дешуры. Те, кто постарше, помнят популярный фильм «Свадьба с приданым», в котором героиня Татьяны Пельтцер пронзительно-дурашливо причитает: «Ха-а-ра-ша я ха-ра-ша, да плоха-а оде-ета…». Собственно, примерно в такой манере эта песня и сегодня поется на различных народных гуляниях – от свадеб до поминок.

«Пташечка» Пелагеи совершенно другая – с филигранным хрустальным звуком, с завораживающим психоделическим звучанием гитары, с шаманским ритмом барабанов…


Следует сказать, что в отличие от предыдущих альбомов, в «Тропах» большая часть композиций принадлежат музыкантам группы и Светлане Хановой , автору текстов. Музыкальная критика неоднозначно отнеслась к ним – от восторженных до резко негативных оценок. Однако бесспорно, что такие композиции, как «Фиолетовые сны», «Оборотень-князь», «Полночный всадник» раскрывали новые грани звучания голоса Пелагеи и новые возможности для музыкального поиска группы.

К числу несомненных удач, на мой взгляд, относится «Мамина босанова» - и с точки зрения текста, и с точки зрения музыкального материала. Легкая, изящная, лиричная, она открыла слушателю совершенно другую Пелагею.


Вообще, именно в этом альбоме проявилась в полной мере любовь Пелагеи к эксперименту, к соединению, казалось бы, несоединимых вещей. Эта особенность отличает и ее новую программу – «Вишневый сад», в основу которой лег городской романс.

Пелагея появляется перед зрителем в новом образе – в изящном платье, похожем на наряды чеховских героинь, в облаке белокурых волос. Возвращение к классике? Но классика, как и прежде, в ее исполнении соединяется с новаторством. Одним из наиболее интересных прочтений стало исполнение знаменитого романса Александра Градского «Песня о птицах». Эта хорошо знакомая всем драматическая история соединяется с задушевной народной песней, и возникает совершенно новая лирическая песня-плач.

Спорно? Безусловно. Но, по-моему, очень интересно. Как, впрочем, и все, что делает Пелагея.

Неслучайно ее визитной карточной на проекте «Голос» становится дуэты, основанные не на миксе даже (слишком узким кажется мне это определение), а шире – на музыкальном диалоге или полилоге различных национальных и музыкальных культур и традиций. Это, к примеру, неожиданное включение грузинских опеваний в композицию «Туда» Михея и «Джуманджи» (дуэт Нодар Ревия и Гио Меликишвили), соединение русской народной песни «Как по морю, морю синему» и музыкальной темы Лизы Джеррард в голливудском фильме «Гладиатор» (дуэт Пелагея – Тина Кузнецова).

И, бесспорно, один из лучших дуэтов за два сезона Голоса - это дуэт Пелагеи и Эльмиры Калимуллиной. Все счастливо сошлось в этой удивительной музыкальной встрече: и ажурное вплетение в португальскую песню «Canção do mar», татарской и русской мелодий, и сочетание потрясающих голосов, и визуальные образы. Подлинный шедевр, уже по праву занявший свое место в истории современной музыки…В истории, которую на наших глазах творят такие талантливые художники, как Пелагея.

Краткая биография

1986 год -14 июля Пелагея Ханова родилась в Новосибирске, в творческой семье (мама — в прошлом певица, театральный режиссер, педагог по режиссуре и актерскому мастерству).

1994 год - Пелагея поступает без экзаменов в спецшколу при Новосибирской консерватории. Стипендиат фонда «Юные дарования Сибири» и «Новые Имена Планеты» при Юнеско.

1996 год — Пелагея становится победителем в конкурсе Победителей «Утренней звезды», звание «Лучший исполнитель народной песни в России».

1997 год — становится членом команды КВН Новосибирского Университета

1997 год — переезжает с мамой в Москву, живет на съемных квартирах, учится в музыкальной школе при Институте им. Гнесиных, участвует в правительственных концертах.

1999 год - со Светланой Хановой Пелагея собирает вокруг себя юных музыкантов-виртуозов (также стипендиатов фонда «Новые Имена планеты»), организовывает группу, играющую фолк-рок (русские песни, обработанные в рок-акустике).

2000 год — экстерном заканчивает школу и в 14 лет поступает в институт РАТИ (ГИТиС) на эстрадный факультет.

2003 год — выходит первый альбом «Пелагея», группа также теперь называется этим именем.

2007 год — выходит альбом «Девушкины Песни», 2010 год – выходит альбом «Тропы». Ожидается выход альбома «Вишневый сад».

Обладатель премий «Триумф» (2008), «Солистка года» (2009).

При подготовке поста использованы материалы официального сайта группы «Пелагея» http://www.pelagea.ru


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments